Весь вчерашний день – шестой день операции «Облачный столп» – израильтяне ждали не только привычных уже за это время звуков сирены и предупреждений через динамики: «Красный свет!», что означает ракетную атаку. А решения правительства: либо о начале наземной стадии операции, либо – о прекращении огня. Не дождались ни, того, ни другого.
После шести дней «Облачного столпа» ожидания прекращения огня реальнее ожидания наземной операции
Весь вчерашний день – шестой день операции «Облачный столп» – израильтяне ждали не только привычных уже за это время звуков сирены и предупреждений через динамики: «Красный свет!», что означает ракетную атаку. А решения правительства: либо о начале наземной стадии операции, либо – о прекращении огня.
Не дождались ни, того, ни другого.
ВВС ЦАХАЛа продолжали наносить удары по целям в секторе Газа. Характер взрывов показывает, что ракеты израильских истребителей действительно попадают в склады ракет – детонируя, огненные кусты поднимаются до неба. Разбомбили среди прочего стадион в Газе, откуда терорристы наладили запускать ракеты по израильской территории. Не поздоровилось и кому-то из лидеров «Исламского джихада» – имен вчера не назвали.
ХАМАС и «Исламский джихад» продолжили обстрелы Израиля. Правда, интенсивность ракетных атак сильно снизилась: за день всего 120, все предыдущие дни было по нескольку сот. И падали они только на южные территории. Больше не было воздушных тревог в центральных районах страны. Судя по всему, ракет повышенной дальности у ХАМАСа не осталось или оставшиеся приберегают для прощального залпа перед прекращением огня.
Резервисты продолжили топтаться на границе с сектором в ожидании приказа. Их мобилизовали в беспрецедентном объеме – 75 тысяч – больше, чем во время Второй ливанской войны. Явка была свыше ста процентов (в своя части явились даже те, кого не звали), мотивация у солдат высокая. Но четыре дня топтания без дела вызывает естественное раздражение. Вчера они так и не дождались приказа войти в Газу. И, похоже, не дождутся.
К вечеру в телевизоре появился только лидер ХАМАСа Халед Машаль в прямой трансляции пресс-конференции из Каира, и заявил о том, что вовсе не ХАМАС, а Израиль запросил перемирия. Он уже празднует победу.
Судя по тому, что становится ясным из утечек, принципиальное решение о прекращении огня уже принято, обсуждаются только детали.
ХАМАС требует, кроме прекращения огня, отказа – под международные гарантии – от практики точечных ликвидаций, открытия КПП, то есть прекращения «блокады» и освобождения заключенных.
Требования Израиля: прекращения ракетных обстрелов и атак на израильские патрули с помощью РПГ всеми террористическими организациями, не только ХАМАСа, и прекращения контрабанды оружия. Все – под гарантии президента Египта Мухаммада Мурси.
Мало кто в Израиле сомневается, что такое обязательство ХАМАС не даст, а если даст, то выполнять не будет, и если не будет, то президент-исламист Мохаммед Мурси сможет заставить своих мусульманских братьев в Газе воздержаться от обстрелов.
Что касается, например, «Исламского джихада», то он давно уже на содержании и на снабжении у Ирана, так что Мурси ему никак не указ, не говоря уже о ХАМАСе. А требование о прекращении контрабанды оружия никто из террористов Газы и принимать не будет – это первое, чем они займутся, едва закончится пальба: слишком поиздержались, надо пополнять запасы.
По всем признакам, уже сегодня в Израиле будет объявлено о намерении завершить операцию, что вызовет большое разочарование в израильском обществе: замах был гораздо большим, чем удар.
Нетанияху это еще припомнят на скорых выборах – и ему останется только оправдываться международным давлением. С одной стороны, Израиль не мог не реагировать на экскавацию ракетных обстрелов и обстрелы патрульных джипов, с другой – развертывание широкомасштабной операции и обстрелы Тель-Авива требовали (в общественном понимании, по крайней мере) большей силы подавления врага – израильская сила сдерживания не проявилась в должной мере.
В начале операции поддержка обществом действий власти была практически полной (см. данные опроса от 18 ноября по ссылке)
Все выяснится, когда «Облачный столп» рассеется – и станет понятно, насколько долгого затишья удалось достичь в результате дорогостоящей, но незавершенной операции. Если тишина продлится хотя бы несколько лет – тогда все было сделано правильно. Но до выборов – всего два месяца.
Безусловными (хотя и неизвестными) героями этой войны стали израильские оборонщики. Система «Железный купол» показала себя прекрасно: до 90 процентов ракет, направленных на израильские города, были перехвачены и сбиты. Страшно подумать, что было бы, если бы ее не было.
А в целом послевкусие от операции неприятное. Хотелось победы. Но победы в Израиле достигаются только стремительные. Шесть дней, как показывает практика, – идеальный срок. Дольше – международное давление становится невыносимым. Шесть дней прошло. Не успели.
Владимир Бейдер,
израильский журналист
Материалы к статье:
Как израильтяне видели «Облачный столп» 18 ноября