Десять дней продолжалась миссия РЕК в Китай – третья зарубежная миссия Российского еврейского конгресса (первые две были в Израиль и США). Около тридцати руководителей региональных отделений, активистов и друзей РЕК во главе с президентом, Юрием Каннером, побывали в Пекине, Шанхае, Харбине и Гонконге.
Завершилась 3-я зарубежная миссия Российского еврейского конгресса
Десять дней продолжалась миссия РЕК в Китай – третья зарубежная миссия Российского еврейского конгресса (первые две были в Израиль и США). Около тридцати руководителей региональных отделений, активистов и друзей РЕК во главе с президентом, Юрием Каннером, побывали в Пекине, Шанхае, Харбине и Гонконге.
Перед отъездом президент Юрий Каннер в интервью rjc.ru поделился планами на эту поездку. По возвращении он вновь побеседовал с нашим корреспондентом.
– Оправдались ли ваши надежды?
– Надежды – более чем, а вот опасения – нет. Столько людей, и очень разных людей, в течение длительного времени вместе – тут, знаете, могли возникнуть сложности. Но атмосфера в течение всей поездки была исключительно хорошей – дружеской, доброжелательной и деловой. Наш координатор, Люба Кон, проявила чудеса изобретательности, логистика была безупречной. Мы очень много успели, и все члены миссии, как мне кажется, остались довольны. Как я вам уже говорил перед отъездом, одна из основных задач миссии – сплочение. Мы, разбросанные по разным местам огромной страны, весьма занятые люди, редко видимся, редко бываем вместе, недостаточно близко друг друга знаем, а составляем и представляем одну организацию, заняты общим делом. Так что должны быть одной семьей, а не только друзьями по переписке и партнерами по совместным проектам. Такие поездки обеспечивают для этого почти уникальные возможности.
– Но встречались вы все-таки не в Подмосковье. Как вам Китай?
– Одним словом? Потрясающе!
– И все-таки – что было самым интересным?
– Я не могу сказать за всех – в этой поездке каждый искал и, по-моему, находил то, что именно ему ближе, интереснее, понятнее или, наоборот, удивительнее. Могу сказать только за себя, что мне самому было наиболее интересно. Если не считать чисто туристских восторгов, которые при знакомстве с этой удивительной страной, с этой древнейшей культурой естественны, было много совершенно незабываемых встреч. Большое впечатление на меня произвел посол России в Китае – Сергей Разов. Настоящий дипломат, рафинированный интеллигент, эрудит. Глубоко знает страну, в которой работает, ее традиции, историю, национальную специфику. Поразило само посольство. Я и раньше знал, что советские посольства в странах советского блока строились с размахом – чтобы в глаза бросалось величие «большого брата». Но российское посольство в Пекине – вообще самое большое в мире. Громадное здание, огромная территория. Это целый город.
– Вы встречались и с послом Израиля в Китае.
– Да, с Матаном Вильнаи. Боевой генерал, спецназовец, в знаменитом рейде израильского спецназа по освобождению израильских заложников в Энтеббе он был заместителем командира операции. И очень легкий, остроумный, открытый человек. Он вообще очаровал всю нашу делегацию. О существовании Российского еврейского конгресса Вильнаи раньше не знал, пришел в совершенный восторг о самой идеи, подробно расспрашивал о нашей деятельности , задавал толковые вопросы. В конце беседы посетовал: «Эх, как же мне здесь не хватает Китайского еврейского конгресса!»
– Но какие у него шансы? Вы-то сами евреев в Китае видели?
– Видели. Но немного. Для более чем миллиардной страны – просто ничего. Да и то, в основном, люди неместные, просто обосновавшиеся здесь. Несколько человек из нашей миссии даже приняли участие в субботней молитве в Старой синагоге Гонконга. Раввин там, кстати, израильтянин. В Гонконге самая большая еврейская община. Больше всего сефардов, но также английские евреи (ведь Гонконг еще недавно был под протекторатом Великобритании), ну, и израильтяне, конечно. Израильтяне есть везде! Поднялись на Великую китайскую стену. Это очень высокое сооружение – от шести до десяти метров. Мало кто из туристов решается лезть на стену. Мы взошли . И обнаружили, что наверху гуляют только русские и израильтяне…
Евреев в Китае почти нет, но память о еврейском присутствии, еврейском вкладе в историю и культуру страны сохраняют.
– А такой вклад был?
– Оказывается, да, и немалый. Евреи, причем русские евреи, сыграли ключевую роль в становлении Харбина. Там много мест, связанных с евреями, есть еврейский музей. Среди прочего там стоит старое пианино. Нам объяснили, почем оно здесь: «Евреи научили нас играть на пианино».
– Это при том, что сейчас ведущие пианисты, вообще исполнители классической музыки, особенно молодые, – в основном, китайцы.
– Вот видите? И китайцы помнят, кто их научил играть.
Значительным было еврейское присутствие и в Шанхае. Сначала – сефарды, самые распространенные имена были Сасун и Кадури, а позже, особенно после революции и гражданской войны, – ашкеназы. В Шанхае тоже есть еврейский музей. Центры изучения еврейской истории и культуры есть в Харбине, Шанхае, Пекине. Мы пригласили исследователей из этих центров на конференцию нашего общества «Сефер». Создадим на ней отдельную секцию по истории евреев в Китае. В ее работе примут участие также российские ученые, занимающиеся исследованием еврейско-китайских связей.
– В интервью перед отъездом вы предположили, что у кого-то из членов вашей делегации в результате этой поездке появятся не только новые контакты, но и контракты. Появились?
– Уверен, что да. Но точно я об этом не знаю, и знать не должен. В нашу группу входили серьезные бизнесмены, у некоторых из них были переговоры в Китае, и судя после их виду после деловых встреч, небезуспешные.
– Такое впечатление, что все предметы в современно мире сделаны китайцами или в Китае. Удалось познакомиться с китайской промышленностью?
– У нас были встречи с ассоциациями промышленников – аналог наших торгово-промышленных палат. Видели китайские заводы. В городах там практически нет промышленности. Большинство предприятий расположены в промзонах – громадных, как города-миллионники. В Китае все поражает размахом. Большое впечатление на меня произвели аэропорты – гигантские и в то же время чрезвычайно удобные. И что еще неожиданно – идеальная чистота везде.
– Вам удалось разгадать секрет «китайского чуда»?
– Думаю, да.
– Можете поделиться?
– Могу. Они работают.
На фото вверху: Юрий Каннер на встрече с руководством Китайской торговой палаты в Шанхае
Фото предоставлены Виктором Федосеевым