О Великой отечественной войне написано много прекрасных и честных стихов. Борис Слуцкий и Юрил Левитанский, Александр Межиров и Давид Самойлов, Булат Окуджава и Дмитрий Сухарев – один список имен мог бы занять весь объем, отведенный для этой статьи. Но даже самые смелые из советских поэтов, писавших о войне, редко позволяли себе такое, что позволял себе скромный врач Ион Лазаревич Деген.
РЕК привозит в Москву Иона Дегена – поэта-фронтовика, автора строк «Мой товарищ в смертельной агонии…»
О Великой отечественной войне написано много прекрасных и честных стихов. Борис Слуцкий и Юрил Левитанский, Александр Межиров и Давид Самойлов, Булат Окуджава и Дмитрий Сухарев – один список имен мог бы занять весь объем, отведенный для этой статьи. Но даже самые смелые из советских поэтов, писавших о войне, редко позволяли себе такое, что позволял себе скромный врач Ион Лазаревич Деген. Причем не только из-за цензуры – просто мало кто решался показать читателям такую правду о великой войне:
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.
Даже сегодня, после множества разоблачительных публикаций, читать эти строки многим, возможно, будет трудно. Однако Деген знал, о чем писал. Закончив в родном Могилеве-Подольском девять классов, он уже в 1941 записался в истребительный батальон, состоявший из таких же бывших школьников. А дальше – отступление, окружение, несколько ранений (одно их которых едва не закончилось ампутацией ноги), перевод в танковые войска, двенадцать уничтоженных танков, множество наград, снова ранения, снова госпиталя.
А параллельно – стихи об увиденном, прочувствованном и пережитом. Самое первое из стихотворений, что позже войдут в сборник «Стихи из планшета гвардии лейтенанта Иона Дегена», появились уже в июле сорок первого:
Девятый класс окончен лишь вчера.
Окончу ли когда-нибудь десятый?
Каникулы – счастливая пора.
И вдруг – траншея, карабин, гранаты,
И над рекой до тла сгоревший дом,
Сосед по парте навсегда потерян.
За воинские подвиги и литературный талант друзья назовут Дегена «поэтом-асом». К сожалению, долгое время военные стихи Ионы Лазаревича оставались практически неизвестными. Лишь в 1985 Евгений Евтушенко опубликовал в «огоньковской» рубрике «Русская муза ХХ века» процитированного выше «Товарища», да и то как «произведение неизвестного автора. Не знал имени Дегена и «источник» Евтушенко – поэт Михаил Луконин, прошедший войну и говоривший, что о войне никто ничего лучшего не написал.
Войну Деген закончил героем и инвалидом – что не помешало ему с блеском окончить медицинский институт, а затем долгие годы лечить людей и заниматься наукой. За годы работы Дегену удалось сделать несколько важных открытий – к примеру, в 1959 году он осуществил первую в медицинской практике реплантацию конечности.
На сайте Российского Еврейского конгресса, думаю, нет нужды опровергать гнусный миф о «ташкентском фронте»: в годы войны в советской армии служило более полумиллиона евреев, десятки тысяч удостоились различных наград, больше ста евреев-воинов стало героями Советского Союза (Дегена к этому званию представляли дважды, но оба раза командование ограничивалось орденом). В послевоенные годы судьба еврейских героев сложилась по-разному. Одни скрывали, или, по крайней мере, не афишировали свое еврейство. Другие, увы, пошли дальше. Так, дважды герой Советского Союза, участник Парада Победы Давид Абрамович Драгунский – кстати, тоже танкист, как и Деген – остался в народной памяти не блестящим полководцем и храбрым солдатом, но председателем приснопамятного Антисионистского (злые языки говорили «Антисемитского») комитета советской общественности, вравшего на весь мир о замечательной жизни советских евреев.
Ион Деген пошел другим путем. Еврейства своего он никогда не стыдился, за разговоры о «ташкентском фронте» мог дать по морде даже высокопоставленному чиновнику, публично обличал негласную процентную норму и другие «перегибы» советской еврейской политики, а в 1977 – уехал в Израиль, где продолжил лечить людей, а так же написал несколько книг – об Иммануиле Велиховском, о врачах, и, конечно же, о войне и о евреях на этой войне.
Хотя свои восемьдесят восемь лет Ион Лазаревич по прежнему бодр и деятелен, годы, увы, берут свое. Поэтому можно только поблагодарить руководство РЕК, решившего пригласить Дегена в Россию, и настоятельно посоветовать воспользоваться этой уникальной возможностью соприкоснуться с «живой историей». Встреча с Ионом Дегеном состоится в Еврейском музее и центре толерантности 20 октября в 15.00.
Евгений Левин специально для сайта РЕК
Творческая встреча с И.Дегеном состоится в воскресенье 20 октября в 15:00 в Еврейском музее, в зале Великой Отечественной войны. Адрес музея: Ул. Образцова, 11, строение 1А.