17 июня в Москве президент РЕК Юрий Каннер проведет ужин в честь принца Лихтенштейнского Филиппа – известного в Европе филантропа, коллекционера и предпринимателя. По данным журнала Форбс, собрание произведений искусства семьи Лихтенштейн является второй по значимости частной коллекцией произведений искусства в мире, активно пополняющейся по сегодняшний день.
17 июня в Москве президент РЕК Юрий Каннер проведет ужин в честь принца Лихтенштейнского Филиппа – известного в Европе филантропа, коллекционера и предпринимателя. По данным журнала Форбс, собрание произведений искусства семьи Лихтенштейн является второй по значимости частной коллекцией произведений искусства в мире, активно пополняющейся по сегодняшний день. На ужин, который пройдет в закрытом формате в кошерном ресторане синагоги на Большой Бронной, соберутся члены президиума РЕК, некоторые из которых также являются активными коллекционерами живописи и предметов искусства.
Мы решили вспомнить о выдающихся еврейских коллекционерах, деятельность которых также способствовала сохранению и преумножению мирового художественного наследия.
Граф Моис де Камондо (1860 – 1935), выходец из семьи сефардских евреев, коллекционировал декоративное искусство, в одинаковой мере отдавая дань старине и религии. После смерти родителей он воздвиг на месте их скромного особняка роскошный дворец, отделанный белоснежными панелями XVIII века. Для лестницы была заказана копия старинной кованой решетки, которую граф увидел в одном из богатых домов Тулузы. Параллельно с этим де Камондо распорядился оборудовать вполне европейский по духу и виду дворец раздельной молочной и мясной кухней, как того требует еврейская традиция, а также установить в столовой мраморный фонтан с головой дельфина, из которой била вода. Фонтан использовался для ритуального омовения рук перед употреблением хлеба.
Соломон Роберт Гуггенхайм (1861 — 1949), основатель одноименного культурного фонда, а также Музея современного искусства в Нью-Йорке, первые тридцать лет жизни занимался исключительно добычей меди и был равнодушен к картинам и скульптурам. Интерес к искусству и коллекционированию его лучших образцов проявился у Гуггенхайма после женитьбы на Ирен Ротшильд. Знакомство Гуггенхайма с авангардистами произошло благодаря другой женщине — немецкой художнице Хилле фон Ребай. В 1927 году она получила заказ на портрет Соломона Гуггенхайма. После того, как произведение было создано и одобрено, фон Ребай воспользовалась моментом, чтобы рассказать медному королю о Кандинском, Делоне, Мондриане и других. Будущий меценат, который больше поначалу тяготел к импрессионизму, начал коллекционировать работы авангардистов благодаря… Гитлеру, назвавшему их творчество дегенеративным. «То, что ненавидит фюрер, должен ценить нормальный человек», – решил Гуггенхайм.
Авраам Фиркович (1786 — 1874), караимский литератор, археолог и собиратель древних рукописей, отличался непримиримостью по отношению к евреям-раввинистам. Первый печатный труд Фирковича, который был написан на древнееврейском языке и назывался «Маса у-мерива» («Испытания и споры»), показался излишне резким даже караимскому духовенству. Его глава Сима Бабович постановил конфисковать и уничтожить все экземпляры памфлета. На основании коллекции старинных книг, рукописей и надгробных надписей, которую Фиркович собирал десятилетиями, он добился снятия с караимских соплеменников обвинения в распятии Христа и переименования их из «евреев-караимов» в просто «караимов». После смерти коллекционера ученые обвинили его в многочисленных фальсификациях и подтасовках.
Яков Каган-Шабшай (1877 — 1939) родился в семье преподавателя Еврейского училища в Вильно. Талантливый инженер Каган-Шабшай знал латынь, древнегреческий, французский и немецкий, а также интересовался искусством. После переезда в Москву он решил создать музей еврейской живописи и начал обзаводиться картинами. Первыми произведениями в будущей обширной коллекции стали рисунки малоизвестного в ту пору Марка Шагала. В своих воспоминаниях художник свидетельствует, что решение о приобретении картин Каган-Шабшай принял практически моментально. Сам коллекционер проповедовал принцип быстро сделанной работы, считая, что именно скорость позволяет мозгам работать с наиболее высоким КПД. Следуя этому принципу, Каган-Шабшай сформировал свое положительное отношение к советской власти после ознакомления с лозунгом первых пятилеток «Догнать и перегать!»
Реувен Гехт (1909 — 1993), исповедовал сионистские воззрения с одиннадцати лет. Это произошло после прочтения статьи, опубликованной «Центральной ассоциацией немецких граждан Моисеевой веры». Гехта возмутили неприкрытый призыв к ассимиляции и нападки на идеологов национального возрождения. В Мюнхенском университете будущий коллекционер изучал экономику, что не помешало ему в свободное время собирать археологические находки, связанные с еврейской историей. После переезда в Израиль Реувен Гехт продолжил делить время между руководством крупными компаниями и покупкой древних ценностей. На базе солидной коллекции был создан Музей им. Гехта, где наряду с археологией представлена и живопись, большей частью импрессионистская. Интересно, что у Реувена Гехта было и другое, менее известное хобби — литература: он написал две автобиографические книги по-немецки, а потом, когда овладел ивритом, стал соредактором целого ряда изданий, посвященных истории израильских городов.
Исраэль (Изя) Малер (1943 — 1997) был поэтом, художником и страстным собирателем литературы. На творческие способности маленького Изи первым обратил внимание его отец Рахмиэль, увидев, с какой тщательностью ребенок прикладывает ладошку к листам бумаги и обводит плакатным пером. После переезда в Израиль Малер основал одноименный магазин русской книги, в котором не столько продавал, сколько собирал раритетные издания, а также марки. Предметы своей коллекции остроумный Малер рекламировал следующим образом: «За эту книгу в Союзе дают пять лет, за эту — десять, а вот за ту можно загреметь и на пятнадцать». Он также выпустил репринт редкой книги «Ленин в русской сказке и восточной легенде». Не из-за любви к вождю мирового пролетариата, конечно же, а из-за обложки и иллюстраций, выполненных легендарным Соломоном Юдовиным, которого за мастерство ценил Лион Фейхтвангер.
Эзра Нахмад (р. 1945) родился в Ливане, куда его отец, еврейский банкир Гиллель Нахмад, переехал из Сирии после серии антисемитских инцидентов, охвативших страну. Когда мальчику исполнилось 15 лет, семье по аналогичным причинам пришлось эмигрировать во второй раз — в Италию. Там юный Эзра быстро освоился, периодически предпочитая школьным урокам фешенебельное помещение Миланской биржи. Первый наиболее крупный куш, сорванный на торгах, подросток инвестировал в покупку двух картин известного кубиста Хуана Гриса. Продавец, французский галерист Даниэль-Анри Канвейлер, взял под свою опеку «умного еврейского мальчика». Вскоре биржевику принадлежали полотна Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Именно Канвейлер посоветовал Эзре Нахмаду в поисках шедевров посещать Париж и даже преподал ему основы французского языка.
Рональд Лаудер (р.1944) родился в Соединенных Штатах в преуспевающей еврейской семье, получил блестящее образование в Париже и Брюсселе. От матери, великой Эсти Лаудер, он унаследовал знаменитую косметическую бизнес-империю, в структурах которой он начал работать в 1964 году и которую активно развивал. Впоследствии Рональд Лаудер значительно расширил сферы интереса семейного дела, став, в частности, заметным игроком на рынке недвижимости и в мировом медиа-бизнесе. Ему принадлежат или принадлежали в прошлом телеканалы на постсоветском пространстве и в Израиле.
Лаудер является основателем и владельцем нью-йоркского художественного музея «Новая галерея», посвященному австрийскому и немецкому модернизму.
В 1994 году Лаудер выкупил изящный особняк 1914 года работы Карьера и Хастингса (архитекторов Нью-Йоркской Публичной библиотеки) в фешенебельном районе Манхэттена, на так называемой Музейной миле на Пятой авеню. После реставрации в 2001 году музей открыл свои двери для посетителей. Основу коллекции составляют работы Густава Климта, Эгона Шиле, Пауля Клее, Альфреда Кубина, Оскара Кокошки – всех тех, кого яростно травили нацисты, называя их работы “дегенеративным искусством”.
Коллекция музея постоянно обновляется. Так, в июне 2006 года Рональд Лаудер купил за $135 миллионов долларов картину Густава Климта “Портрет Адели Блох Бауэр I”, в ноябре того же года – работу Кирхнера “Уличная сцена в Берлине”.
Шауль Резник специально для сайта РЕК